Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска
Год основания4 июня 2018 годаЯзыки образованияРусский

История чемпионата

Исследование и исторический анализ деятельности Международной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation)
Абилимпикс – это олимпиады (соревнования, конкурсы) по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Соревнования Абилимпикс охватывают все категории инвалидов. Подобные соревнования впервые стали проводиться в Японии с 1972 года и вышли на мировой уровень, каждые четыре года проводятся международные чемпионаты Абилимпикс. На сегодняшний день уже проведено девять международных чемпионатов Абилимпикс.
Первый Международный чемпионат Абилимпикс был проведен в 1981 году, в год, который ООН объявил международным годом инвалидов, в городе Токио (Япония). Этот Международный чемпионат Абилимпикс получил широкую поддержку как правительственных, так и неправительственных организаций.
Успех Первого Международного чемпионата Абилимпикс вдохновил Колумбию провести в 1985 году Второй Международный чемпионат Абилимпикс. В течение проведения Второго Международного чемпионата Абилимпикс было предложено создать международную организацию - Международную Федерацию Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation)в целях содействия развития международного движения Абилимпикс, а также в целях проведения на регулярной основе Международных чемпионатов Абилимпикс.
Международные чемпионаты Абилимпикс:

Год

Место проведения

 (город, страна)

Количество стран-участников / количество конкурсантов, чел.

Количество профессиональных компетенций

1

1981

Токио (Япония)

49 / 304

17

2

1985

Богота (Колумбия)

47 / 281

12

3

1991

Гонконг

32 / 489

32

4

1995

Перт (Австралия)

25 / 393

37

5

2000

Прага (Чехия)

29 / 375

35

6

2003

Нью-Дели (Индия)

25 / 424

32

7

2007

Сидзуока (Япония)

23 / 360

30

8

2011

Сеул (Южная Корея)

36 / 436

40

9

2016

Бордо (Франция)

35 / 600

49

Соревнования Седьмого Международного чемпионата Абилимпикс в г.Сидзуока (Япония) впервые прошли одновременно с Международным чемпионатом WorldSkills.
В странах - членах Международной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation)проведение национальных и международных чемпионатов Абилимпикс поддерживается на правительственном уровне. Так Девятый Международный чемпионат Абилимпикс в г.Бордо (2016г.) проходил под патронажем Президента Франции ФрансуаОлланда.
Международная Федерация Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) является некоммерческой международной организацией, цель которой заключается в проведении Международных чемпионатов Абилимпикс.
Роль Международных чемпионатов Абилимпикс заключается в мотивации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов в профессиональном развитии для профессиональной независимости и улучшении своих профессиональных навыков, а также в повышении осведомленности общественности о профессиональных способностях инвалидов и их участия в социально-экономической деятельности общества.
Международная Федерация Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) поддерживает полное участие лиц с ограниченными возможностями и инвалидов в жизни общества, с акцентом на содействие имв профессиональной занятости, также содействует международному обмену и дружбе между участниками Федерации в рамках профессионального образования, трудоустройства реабилитации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. В своей деятельности Международная Федерация Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) стремится к сотрудничеству с правительственными организациями для развития профессионального образования, работы по профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также привлечению правительственных организаций к организации и проведению чемпионатов Абилимпикс на различных уровнях. Важная задача, которую ставит перед собой Международная Федерация Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) – повышение стандартов профессиональной подготовки инвалидов по всему миру.
На сегодняшний день в состав Международной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) входит 46 стран, в том числе и Российская Федерация, которая является членом этой федерации с 2014 года. По данным на июль 2016 года в Международную Федерацию Абилимпикс(InternationalAbilympicFederation) входят такие страны как Австралия, Австрия, Бангладеш, Венгрия, Гана, Германия, Гонконг, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Испания, Канада, Кения, Китай, Республика Конго, Ливан, Макао, Маврикий, Малайзия, Монголия, Непал, Нидерланды, Нигерия, ОАЭ, Пакистан, Россия, Руанда, Сингапур, Словакия, Словения, США, Таиланд, Тайвань, Тринидад и Тобаго, Уганда, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Шри-Ланка, Эквадор, Южная Корея, Япония.
Международная Федерация Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) регламентирует проведение чемпионатов Абилимпикс.Соревнования Абилимпикс проводятся по схеме: региональный чемпионат (каждый год), национальный (каждый год), международный чемпионат (один раз в четыре года). Международные чемпионаты Абилимпикс проводятся по различным профессиям (в среднем 30-40) раз в 4 года. Международные чемпионаты проходят по разным направлениям профессиональных компетенций: ручная работа (ремесло), творческие профессии, промышленные профессии, профессии сферы услуг, сферы питания, профессии, связанные с IT – технологиями.
Список профессий постоянно дополняется, в зависимости от социально-экономических потребностей страны-участника Движения Абилимпикс.
Каждый регион или страна участник организует одну делегацию, состоящую из следующих членов:
• участники – конкурсанты соревнований по профессиональным навыкам и по навыкам из сферы увлечений из числа людей с инвалидностью старше 18 лет;
• эксперты – судьи соревнований.
Официальным языком национальных чемпионатов Абилимпикс является национальный язык страны, в котором проводится чемпионат Абилимпикс. Официальным языком международного чемпионата Абилимпикс является английский язык.
Чемпионат Абилимпикс состоит из соревнований по профессиональным навыкам, по навыкам в области увлечений и других мероприятий (таких, как демонстрации/выставки и конференции в области профессиональной деятельности инвалидов). Соревнования проходят в одно время и на одной площадке. Продолжительность для национальных и международных чемпионатов составляет приблизительно два-пять дней, учитывая церемонии открытия и закрытия и принимая во внимание загрузку участников, длительность соревнований для каждой компетенции (профессии) не должно превышать шести часов. Площадки для проведения чемпионатов Абилимпикс должны быть оборудованы с учетом потребностей людей с инвалидностью различных категорий.
В каждой компетенции (профессии) определяются победители, которые награждаются медалями за 1, 2, 3 место.
По статистике, страны движения Абилимпикс более эффективно решают проблемы мотивации и трудоустройства людей с инвалидностью.
По данным «Всемирного доклада об инвалидности», подготовленного в 2011 года Всемирной организацией здравоохранения и Группой Всемирного банка, более одного миллиарда человек, или около 15 процентов населения мира, живут с какой-либо формой инвалидности. Из них почти 200 миллионов испытывают серьезные трудности в функционировании. При этом в связи со старением населения количество людей с ограниченными возможностями непрерывно растет, а стало быть, в этой группе населения увеличивается и число безработных.
Цифры, взятые из «Всемирного обзора в области здравоохранения», показывают, что уровень занятости среди мужчин-инвалидов составляет 35 процентов и женщин — 20 процентов. А среди людей без инвалидности гораздо выше: у мужчин — 65, у женщин — 30 процентов.
Международное движение Абилимпикс привлекает внимание лидеров ведущих мировых держав к проблеме трудоустройства инвалидов, к участию инвалидов в социально-экономической жизни страны. АталБихариВаджпаи, премьер-министр Индии, на открытии Международного чемпионата Абилимпикс в 2003 году отметил, что «Более 80% инвалидов живут в мире в развивающихся странах, и многие из них становятся жертвами растущей бедности, социальной изоляции и отчаяния. Их проблемы ... должны быть приоритетом в нашей стратегии развития...» Так проведение международного чемпионата Абилимпикс в Индии в 2003 году привело к тому, что индийские власти обратили внимание на проблемы инвалидов и впервые в истории Дели, торговые центры, стадионы, гостиницы, общественные места, музеи, железнодорожные станции, общественный транспорт стали доступны для инвалидов.
В Индии движение Абилимпикс развито с 2001 года. Финансовую поддержку оказывает Министерство социальной справедливости (MinistryofSocialJustice&Empowerment). Благодаря движению Абилимпикс, в Индии многие предприятия трудоустраивают у себя инвалидов. Например, TheNationalThermalPowerCorporation (NTPC), крупнейшая энергетическая компания Индии принимает на работу инвалидов по 50 категориям должностей компании.
Следует отметить, что движение Абилимпикс развито в тех странах, где на законодательном уровне закреплены возможности инвалида реализовать свой трудовой потенциал. Так в законодательстве Франции предусмотрено право инвалидов на переобучение и профессиональную подготовку, а также на обязательное трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места (размер квоты составляет 6% от общего числа рабочих мест). Например, предприятия со штатом сотрудников более 20 человек обязаны принимать инвалидов на работу в счет установленной квоты. Государство стимулирует работодателей, заключивших трудовой контракт с инвалидом на срок не менее 12 месяцев. Тем предприятиям, которые занимаются подготовкой рабочих мест для инвалидов, государство предоставляет финансовую помощь. Формы предоставления помощи установлены постановлениями правительства. Существуют специализированные предприятия с облегченным режимом труда, ориентированные под трудоустройство инвалидов. По отношению к другим работникам инвалиды имеют преимущества, закрепленные в трудовом договоре. Кроме того, государство оказывает им содействие в самозанятости.
Также во Франции предусматривается возможность выдачи ссуды трудящимся инвалидам, изъявившим желание заниматься малым бизнесом.
Движение Абилимпикс во Франции зародилось с помощью государственной поддержки. Впервые команда Франции приняла участие в международном чемпионате Абилимпикс только в 2011 году, в 2013 году Франция вступила в Международную Федерацию Абилимпикс, и уже в 2016 году международный чемпионат Абилимпикс прошел во Франции.Все это говорит о серьезной поддержке Абилимпикса во Франции со стороны государства. Курирует Абилимпикс во Франции Министерство труда. Все это приносит плоды: 80% инвалидов во Франции трудоустроены, 33% инвалидов Франции обучаются в высших учебных заведениях, только 8% французских государственных и частных компаний не имеют в своем штате инвалидов.
В Германии действуют исходя из следующего принципа: реабилитация, социальная адаптация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем их постоянное обеспечение пенсиями и пособиями. Государству выгоднее трудоустроить инвалида, чем постоянно его содержать как «иждивенца». В Германии действует государственная программа занятости лиц с тяжелыми формами инвалидности, предусматривающая ряд субсидий и льгот для предпринимателей, трудоустраивающих инвалидов. В соответствии с законодательством финансирование социальной интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием.
Государство также активно применяет меры, направленные на поощрение профессиональной реабилитации инвалидов. Так, работающим инвалидам выплачивается компенсация транспортных расходов на дорогу до места работы и обратно. Инвалиды с тяжелыми формами инвалидности получают компенсацию ущерба и имеют ряд других льгот в части снижения налогов, защиты от увольнений и т.д.
В Нидерландах принят закон о социальном трудоустройстве. Характерной чертой социального трудоустройства является попытка найти работу инвалиду в зависимости от его предпочтений и возможностей, а не от наличия существующих вакансий. Действие данного закона распространяется на все предприятия и организации государственного и частного сектора, вне зависимости от численности персонала. При этом предпринимателям предоставлено право самим определять процент рабочих мест на своем предприятии, на котором должны быть заняты инвалиды. Предприятия, получающие финансовую помощь от государства на расширение производства, при этом обязаны трудоустроить определенное количество инвалидов. Предпринимателям, берущим инвалидов на работу, предоставляются льготы и субсидии, с тем чтобы покрыть дополнительные расходы на модификацию рабочих мест и другие адаптационные меры, необходимые для оптимизации труда инвалидов.
В Австралии нет системы квот, предусматривающей создание рабочих мест для инвалидов. Организации, предоставляющие возможность работы инвалидам, получают субсидии от департамента социального обеспечения.
Законодательство Японии предусматривает систему квот и государственного субсидирования найма инвалидов. Государство выплачивает компенсацию работодателям, которые используют труд инвалидов. Эти компенсации складываются из отчислений компаний, которые не выполняют требования закона о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков». В Канаде существует обширное законодательство, направленное на защиту прав и интересов инвалидов. В частности, это Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, Закон о правах человека в Канаде, Закон о труде, Закон о компенсации наемным работникам и ряд других.
Законы запрещают дискриминацию инвалидов и поощряют развитие защиты от дискриминации при предоставлении инвалидам товаров и услуг, жилья, работы и т. д. В этих законах отражены вопросы создания информационной службы реабилитации инвалидов, службы по профессиональной подготовке, коррективно-медицинской службы, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вопросами организации социальной защиты и реабилитации инвалидов в Канаде занимается Министерство здравоохранения и социального развития. В стране действуют службы экспертизы трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовки и трудоустройства инвалидов. Существует множество федеральных, провинциальных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов. Система образования в Канаде законодательно предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы.
Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды.
В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройства молодежи» существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования. В соответствии с программой «Социальное развитие в партнерстве» учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, предоставляется помощь в организации и финансировании специальных проектов. Непосредственные организации инвалидов также могут пользоваться этой программой. Инвалид – студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с Канадской программой студенческих займов. Ему выделяется дополнительная субсидия на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающегося устройства или оплату услуг помощника). Лица, вносившие в процессе своей трудовой деятельности отчисления в Канадский пенсионный фонд и прекратившие работать по инвалидности, имеют право на получение льготной (до достижения 65-летнего возраста) пенсии. Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако, после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план «Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов», в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей: 1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества; 2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества; 3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.
В Канаде Абилимпикс начал развиваться в 2008 году. И уже сейчас можно говорить о том, что Канадская ассоциация Абилимпикс провела большую работу в сфере трудоустройства инвалидов в своей стране. Соревнования по Абилимпиксу в Канаде проводятся в тесном сотрудничестве, взаимодействии с Национальными конкурсами Skills Канады.
В США работодатели, отказывающие в трудоустройстве инвалиду, облагаются значительным штрафом. А компаниям, принимающим инвалидов на работу, предоставляются льготы по налогообложению. Между тем, квотирования рабочих мест для инвалидов в США нет. Для осуществления контроля над деятельностью по профессиональной реабилитации инвалидов создан Президентский комитет по трудоустройству инвалидов.
В США из более чем 50 млн. инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 млн. инвалидов работают 40%, в Китае из 60 млн. инвалидов трудоустроено 80%. Надо отметить, что Китай – страна с наименьшим уровнем инвалидизации населения.
Стоит отдельно сказать о практике квотирования рабочих мест. Хотя оценка этой практики неоднозначная. В некоторых странах Европы и США меры социальной поддержки и правовой защиты инвалидов (например, квотирование при приеме на работу), считаются «дискриминацией инвалидов наоборот». Однако, если проанализировать основные международные документы о правах инвалидов, трудно согласиться с тем, что различия в социальной политике и те предпочтения по отношению к инвалидам, которые им гарантируются, могут рассматриваться как дискриминация. В зарубежных странах такую дискриминацию называют «позитивной дискриминацией инвалидов». Специальные положительные меры, ориентированные на обеспечение равенства возможностей инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности, не должны рассматриваться как дискриминационные в отношении людей без инвалидности. В любом случае, меры по квотированию рабочих мест для инвалидов в странах, где развито движение Абилимпикс приносят ощутимые плоды в привлечении инвалидов к труду, их трудоустройству.
В таких странах Европы, как Германия, Франция и Венгрия обязаны выделять квоты для найма инвалидов организации с более чем 20 работниками, размер квоты составляет 5-6%, в Польше и Австрии - с 25 работниками. В Испании минимальное число сотрудников организации, подпадающей под обязательное квотирование – 50, при этом квота составляет 3%. В Японии размер квоты составляет до 2%.
Опыт стран, в которых развито движение Абилимпикс, показывает, что эти мероприятия способствуют привлечению как государственных, так и внебюджетных инвестиций в профессиональное образование инвалидов, в развитие гражданского участия людей с ОВЗ и инвалидов в обществе. Абилимпикс способствует также в странах-участникахМеждународной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) InternationalAbilympic:
• повышению уровня профессиональных навыков и умений инвалидов;
• развитию трудовой мотивации инвалидов;
• популяризации профессиональных способностей инвалидов среди общественности и работодателей;
• развитию системы профессионального самоопределения инвалидов;
• развитию стратегического партнерства с государственными и неправительственными организациями, предприятиями, организациями и учреждениями в рамках профориентации инвалидов;
• развитию организация взаимодействия, обмена идеями и опытом в профессиональном обучении, трудоустройстве инвалидов, что содействует улучшению качества организации жизнедеятельности инвалидов.
Основными ценностями международного движения Абилимпикс, являются целостность, прозрачность, справедливость, партнерство и инновация.

Исследование, изучение и описание исторического аспекта развития Международной Федерации Абилимпикс в Японии
Впервые идею проведения олимпиады профессионального мастерства среди инвалидов предложили японцы. РазвитиемАбилимпиксвЯпониизанимаетсяЯпонская организация повопросам занятости пожилых людей, инвалидови ищущих работу (JapanOrganizationforEmploymentoftheElderly, PersonswithDisabilitiesandJobSeekers, JEED), которая была создана 1971 году, на протяжении 45 лет организация несколько раз меняла свое название.
В 1972 году Японская ассоциация по трудоустройству инвалидов (в будущем Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу)провела олимпиаду способностей среди инвалидов. Целью данного соревнования было совершенствование профессионального мастерства инвалидов, повышения мотивации к труду и привлечение внимания работодателей к проблеме трудоустройства инвалидов.
Соревнования Абилимпикс в Японии помогли изменить традиционные взгляды в отношении навыков, потенциала и способностей инвалидов, что привело к увеличению возможностей в области занятости и успешного профессионального трудоустройства инвалидов.
В 1981 году именно Япония стала хозяйкой проведения Первого Международного чемпионата Абилимпикс. Первый Международный чемпионат Абилимпикс в Японии был поддержан на самом высоком уровне. Наследный принц (нынешний император Японии Акихито) оказывал официальное покровительство проведения этого чемпионата.
Опыт проведения национальных чемпионатов Абилимпикс Японии был использован во время организации и проведения Первого Международного чемпионата Абилимпикс. Помимо конкурсов профессиональных способностей и навыков, были различные презентации на тему профессиональных возможностей лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также выставки и международные семинары, которые способствовали повышению информированности общественности по вопросу профессиональных возможностей лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, показали обществу огромный потенциал и тот вклад, который лиц с ограниченными возможностями и инвалиды могут внести в жизнь общества.
Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу занимается вопросами организацией проведения региональных и национальных чемпионатов Абилимпикс, является ведущей организацией в Международной Федерации Абилимпикс.
Свою миссию эта организация видит в помощи трудоустройства пожилых, инвалидов и всех, кто ищет работу. Для японского общества это сейчас актуально. В Японии в последние годы наметилась тенденция к низкой рождаемости и старения населения, ведущие к полномасштабной депопуляции. Поэтому важная задача японского общества состоит в том, чтобы все люди, которые имеют желание и умение работать, в том числе пожилые люди и лица с ограниченными возможностями, могли проявить свои способности, чтобы сохранить жизнеспособность японской экономики и общества.
В рамках поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями и инвалидов Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу работает в следующих направлениях: услуги профессиональной реабилитации, соответствующие различным потребностям как людей с инвалидностью и так и работодателей; консультирование и поддержка региональных организаций занятости населения; образовательные мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по профессиональной подготовке и профессиональной переподготовке, мероприятия по информированию широкой общественности о занятости инвалидов.

Программы и мероприятия Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу проводятся в тесном сотрудничестве с национальными и местными органами власти, местными учреждениями по поддержке занятости, а также организациями работников и работодателей.
Профессиональная реабилитация инвалидов в Японии проводится в соответствии с принятым в 1998 г. Законом об обеспечении и поощрении трудоустройства инвалидов. Создаются центры профессиональной ориентации; предприятиям, принимающим на работу инвалидов, создающим специальные рабочие места, предоставляются субсидии и налоговые льготы.
Особенность работы Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу по профессиональной реабилитации и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями инвалидов состоит в наличии множества местных и региональных центрах профессиональной подготовки и трудоустройства, которые находятся в шаговой доступности.
В Японии, по данным на 2008 год, число лиц с инвалидностью около 7,09 млн. чел., что составляет примерно 6% всего населения. Из них около половины в трудоспособном возрасте от 18 до 64 лет. Согласно данным за 2008 год Международного бюро занятости, почти 50% лиц с ограниченными физическими возможностями и 62% лиц с психическими расстройствами имеют место работы. Это один из высоких показателей трудоустройства инвалидов в мире. При этом необходимо заметить, что в последние пять лет в Японии наметилась положительная динамика роста трудоустройства инвалидов. Так только за 2013 год этот рост составлял 15%.
Японская система занятости лиц с ограниченными возможностями и инвалидов имеет ряд особенностей: оказывается поддержка компаниям, они получают рекомендации по обучению лиц с ограниченной трудоспособностью для предстоящей работы, им помогают определить наиболее подходящий вид работы с учетом характера инвалидности; поддержка лиц с ограниченной трудоспособностью, которая предусматривает курс обучения, подготовка инвалидов для предстоящей работы, возможность для инвалидов научиться пользоваться общественным транспортом по дороге на работу и с работы; овладение правилами, касающимися охраны здоровья и безопасности труда на рабочем месте, выстраивание отношений на рабочем месте; схема взаимодействия с вышестоящими инстанциями и т.д.; оказывает поддержку семьям лиц с ограниченной трудоспособностью, способствует поддержанию нормального и здорового ритма жизни в семье, придавая важное значение сну, питанию, заботясь об оказании инвалидам необходимого внимания со стороны семьи и таким образом, поддерживании в них осознания того, что они являются полноценными членами общества и вносят свой вклад в его развитие.

Изучение и описание российского исторического аспекта развития Международной Федерации Абилимпикс
По инициативе Фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу» (ФОО) – первого представителя России
в WorldSkillsInternational – Россия присоединилась к международному движению АbilympicsInternational в 2014 году, вошли в состав Международной Федерации Абилимпикс.
Для реализации в России международного движения Абилимпикс в ноябре 2014 был создан Управляющий совет, в который вошли руководители Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества инвалидов, Российского клуба психиатров, фонда «Образование-Обществу» и других авторитетных организаций занимающихся на территории Российской Федерации поддержкой людей с ограниченными возможностями и с инвалидностью. В начале 2015 года решением Управляющего Совета, в соучреждении с общественными организациями инвалидов создано АНО Абилимпикс. Позже в 2016 году в Управляющий совет вошли представители образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования в лице Российского государственного социального университета. Был выдержан главный принцип, закрепленный в ратифицированной Россией в 2012 году Конвенцией ООН о правах инвалидов – «Ничего для нас без нас».
07 декабря 2014 года в Москве состоялся презентационный чемпионат Абилимпикс, в котором приняли участие студенты образовательных организаций среднего профессионального образования. В нем приняло участие 72 инвалида, которые показали свое мастерство по 18 профессиям.
В конце января 2015 года представители Фонда «Образование -обществу» и общественных организаций инвалидов участвовали в международной конференции движения «Абилимпикс» в Страсбурге (Франция), где ознакомился с целями и задачами, философией международного движения Абилимпикс.
Члены Управляющего совета Абилимпикс в течение первой половины 2015 года посетили чемпионаты WorldSkills во Франции, Бразилии, а также штаб-квартиру Международной Федерации Абилимпикс в Токио (Япония) с целью перенять опыт для организации и проведения региональных и национальных чемпионатов Абилимпикс в Российской Федерации.
Управляющий совет АНО «Абилимпикс» в 2015 году разработал стратегическую программу развития движения Абилимпикс в регионах России, с целью создания новой эффективной системы профессиональной ориентации, мотивации, социальной реабилитации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями и с инвалидностью. Были определены основные задачи российского движения Абилимпикс:
• Популяризация и повышение престижа рабочих профессий, Ранняя профориентация, мотивация, социализация и трудоустройство людей с ограниченными возможностями и с инвалидностью;
• Привлечение квалифицированных кадров из числа людей с ограниченными возможностями и с инвалидностью к определенным предприятиям и профессиям, в зависимости от потребностей рынка региона;
• Проведение Чемпионатов в регионах как инструмент создания новых оборудованных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
• Создание экспертного сообщества и новых коммуникационных линий, системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
• Экспертная оценка безбарьерной среды.
Развитие российского движения Абилимпикс было поддержано федеральными и региональными органами исполнительной власти, которые внесли значительный вклад в проведение региональных чемпионатов, Национального чемпионата в 2015 году, а также в подготовке и организации поездки сборной Абилимпикс Российской Федерации на IX Международный чемпионат Абилимпикс в г. Бордо (Франция).
Во второй половине 2015 года в Российской Федерации были проведены региональные чемпионаты Абилимпикс в г. Москве, Московской области, Республике Башкортостан, Ставропольском крае, Челябинской области.
4-6 декабря 2015 года в г. Красногорске Московской области, на площадке Международного выставочного центра «Крокус Экспо» прошел Первый Национальный чемпионат Абилимпикс. В Первом Национальном чемпионате Абилимпикс Россия приняло участие 254 конкурсанта
из 29 регионов Российской Федерации, соревнования чемпионата проходили
по 29 профессиональным компетенциям. Организационную и финансовую поддержку чемпионату оказали Администрация Президента Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Московской области. В рамках чемпионата была проведена Деловая программа:
• Дискуссия об интеграции инвалидов в современном обществе «Качество жизни и социальная интеграция»;
• Круглый стол: «Через образование к новым возможностям: Задачи и реалии в обеспечении доступности образования для людей с инвалидностью»;
• Круглый стол: «Выбор профессии и современные технологии профориентации»;
• Круглый стол: «Профессиональная карьера: вопросы трудоустройства инвалидов»;
• Круглый стол: «Особенности профессионального образования лиц с нарушениями слуха. Проблемы и пути их решения»;
• Обучающая сессия экспертов: «Методическое обеспечение развития движения «Абилимпикс России»;
• Круглый стол: «Особенности охраны труда для людей с инвалидностью, организация работы волонтеров с людьми с инвалидностью, социально-трудовая адаптация инвалидов».
Участие в Деловой программе чемпионата приняли представители органов власти Российской Федерации, НКО, образовательных организаций профессионального
и высшего образования, коммерческих организаций, международные эксперты.
Впервые в истории международного движения Абилимпикс, Чемпионат посетил Президент Всемирной Федерации Глухих Колин Аллен. Он принял участие в деловой программе, и отметил важность и эффективность Чемпионата и высокий уровень проведения мероприятия.
Чемпионат широко освещался СМИ как федерального, так и регионального уровня. Вышли серьезные аналитические материалы в газетах «Аргументы и факты» , «Парламентская газета», «Российская газета», «Учительская газета», а также материалы информационных агентств таких как «ТАСС», «Интерфакс-Россия», «РИА Новости» и на телеканалах «Телеканал 360», «ТВ Центр-Москва», «ОТР», «5-ТВ». В регионах мероприятие широко освещалось в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской области, Ленинградской области, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Удмуртия, Вологодской области.
25-26 марта 2016 года в городе Бордо (Франция) состоялись соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов IX Международного чемпионата Абилимпикс. Соревнования прошли по 49 профессиональным компетенциям, за победу в них боролись более 600 участников из 35 стран. Сборная Абилимпикс Российской Федерации состояла из участников с разной категории инвалидности, были инвалиды по слуху, по зрению, с ментальными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Всего 19 участников, которые соревновались в 14 профессиональных компетенциях. Сборная команды Российской Федерации впервые приняла участие в Международном чемпионате Абилимпикс и достойно выступила на этих соревнованиях, войдя в командном зачете в десятку лучших команд мира. И это несмотря на то, что конкурировать российским студентам-инвалидам из образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования пришлось с высококвалифицированными профессионалами из числа инвалидов из других стран, имеющими огромный опыт, как трудовой деятельности, так и участия на подобных соревнованиях по профессиональному мастерству. Участники сборной России завоевали три бронзовые медали: Денис Евдокимов («Парикмахерское дело»), Сергей Дмитриев («Сварка») и Павел Сахаров («Дизайн персонажа»).
14 мая 2016 года АНО «Абилимпикс» совместно с образовательными организациями среднего профессионального образования города Москвы и Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих» при поддержке Департамента образования города Москвы с целью определения траекторий получения профессионального образования лиц с инвалидностью провела для обучающихся с инвалидностью по слуху общеобразовательных организаций профориентационное мероприятие с мастер-классами по различным актуальным профессиям.
На 2016 год запланированы проведение ряда региональнызх чемпионатов Абилимпикс и Второго Национального чемпионата Абилимпикс.
Направления реализации движения Абилимпикс в России:
1. Актуальное практикоориентированное методическое обеспечение движения Абилимпикс. Оно основывается на изучении передового отечественного и зарубежного опыта профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, популяризации профессиональных способностей и умений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью среди общественности и потенциальных работодателей, подготовки специалистов, задействованных в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Ключевым звеном методического обеспечения является база знаний лучших образовательных практик, методик, заданий и пр., сформированная с учетом опыта международного движения Абилимпикс.
2. Система сетевого взаимодействия образовательных организаций профессионального и высшего образования, работодателей и международных организаций. Система позволит определять и прогнозировать актуальные и перспективные потребности инновационной экономики России в кадрах из числа лиц с ограниченными возможностями здоровьяи лиц с инвалидностью, формировать актуальные методички их подготовки с учетом запросов работодателей и учета международного опыта движения Абилимпикс. Участникам взаимодействия предоставляется доступ к базе знаний, возможности консультироваться с экспертами, в том числе международными. Привлечение международных экспертов и методистов для проведения мастер-классов, показательных выступлений, обмена опытом и т.д.
3. Система регулярных соревнований профессионального мастерства. На постоянной основе будет обеспечено проведение региональных и общероссийских (национальных) соревнований профессионального мастерства. Методическая база для проведения соревнований будет унифицирована с регламентами международных чемпионатов Абилимпикс. Будут созданы условия для подготовки и участия российских конкурсантов в международных соревнованиях Абилимпикс.
4. Система распространения движения Абилимпикс. Сетевое объединение образовательных организаций профессионального и высшего образования, выездные мероприятия, информирование общественности, повышение квалификации работников системы профессионального и высшего образования, мероприятия для абитуриентов, работодателей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Формирование сети центров распространения результатов.
5. Система мотивации образовательных организаций общеобразовательного, профессионального и высшего образования к внедрению движения Абилимпикс. Изменение лицензионных показателей, временное право использования международной символики (например, Абилимпикс), возможность получения дополнительного финансирования на развитие тех или иных компетенций и т.д.
Движение Абилимпикс эффективно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению высококвалифицированных специальностей и хорошей работы. Главным итогом всей работы движения Абилимпикса является повышение социальной включенности инвалидов в жизнь общества через формирование системы ранней профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создание системы профессионального обучения и переподготовки людей с инвалидностью, повышение привлекательности для работодателя найма работников с инвалидностью, создание прямой связи работодатель – работник с инвалидностью и содействие, таким образом, трудоустройству инвалидов.
Органы федеральной власти Российской Федерации поддерживают и видят огромный потенциал движения Абилимпикс в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Вопрос трудоустройства лиц с ограниченными возможностями и инвалидов актуален для современного этапа социально-экономического развития страны.
В Федеральную целевую программу Государственная программа «Доступная среда», рассчитанная до 2020 года, вошли мероприятия по поддержке и развитию движения Абилимпикс в России.
Несмотря на то, что движение Абилимпикс в России существует чуть больше года, работа проделана колоссальная. Появились первые результаты деятельности российского движения Абилимпикс: несколько участников чемпионатов Абилимпикс были замечены работодателями и приглашены на работу. Так, например, членов сборной Абилимпикс Российской Федерации сварщика Сергея Дмитриева пригласили работать в крупную промышленную группу «Трансмашхолдинг», а стилиста Дениса Евдокимова позвали в московскую парикмахерскую «Любимая».

Анализ перечня компетенций, профессий, специальностей по которым проводятся Международной Федерацией Абилимпикс конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Международные чемпионаты проходят по разным направлениям профессиональных компетенций: ручная работа (ремесло), творческие профессии, промышленные профессии, профессии сферы услуг, сферы питания, профессии, связанные с IT – технологиями.
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами или как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей. Но в системе Международной Федерации Абилимпикс под профессиональной компетенцией понимается определенная соревновательная площадка с необходимым набором оборудования и инструментария для выполнение заранее подготовленного организаторами соревнований задания по той или иной профессии. При этом в ходе выполнения задания экспертами, выполняющие роль судей, оцениваются не только умения, навыки и знания участника конкурса, но и соблюдение норм техники безопасности, аккуратность, чистота, умение распоряжаться временем, отведенное на выполнение задания, а также и оригинальность выполненной работы.
Список профессиональных компетенций, по которым проводятся конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые проводятся под эгидой Международной Федерацией Абилимпикс все время меняется, в зависимости от актуальности и потребности социально-экономического развития региона, страны, развития мировой экономики. Так на IX Международном чемпионате Абилимпикс во Франции в 2016 году список профессиональных компетенций был следующий (объединение профессиональных компетенций в группы согласно регламенту IX Международного чемпионата Абилимпикс во Франции):

Профессиональная компетенция

Международное обозначение профессиональной компетенции

Ремесло (ручной труд), творческие профессии

1

Лозоплетение

V01  BasketMaking (изготовление корзины)

2

Деревообработка (мебель) (продвинутый уровень)

V02  Cabinet Making (Advanced course)

3

Деревообработка(мебель) (базовый уровень)

V03 Cabinet Making (Basic course)

4

Вязание крючком

V04 CrochetWork

5

Вышивание художественное

V05 Embroidery

6

Флористика

V06 FloralArrangement

7

Мастер ручного вязания (спицы, машина)

V07 HandKnitting

8

Декоративное садоводство

V08 LandscapeGardening

9

Художник-дизайнер

V09 Painting

10

Гончарное дело (Работа с керамикой)

V10 Pottery

11

Роспись по шелку

V11 SilkPainting

12

Повторное использование отходов

V12 WasteReuse

13

Резьба по дереву

V13 WoodCarving

Питание

14

Пекарное дело

V14 Bakery (Cake)

15

Поварское дело

V15 Cooking

16

Официант

V16 RestaurantService

IT-технологии

17

Системный администратор

V17 Administration and Management of Network System

18

Дизайн персонажей (для компьютерных игр)

V18 CharacterDesign

19

Сборка компьютера

V19 ComputerAssembly

20

Программист

V20 ComputerProgramming

21

Веб‐дизайнер

V21 CreatingWebPages

22

Обработка баз данных (продвинутый уровень)

V22 Data Processing (Advanced Course)

23

Обработка баз данных (базовый уровень)

V23 Data Processing (Basic Course)

24

Специалист по оперативной полиграфии (настольные издательские системы)

V24 DesktopPublishing

25

Геймер (мастер по виртуальным спортивным состязаниям)

V25 E-Sport

26

Фотограф‐репортер

V26 PhotographyOutdoor

27

Студийный фотограф

V27 PhotographyStudio

28

Дизайн плаката

V28 PosterDesign

29

Обработка текста

V29 Wordprocessing

Промышленные профессии

30

Авиамеханик

(Обслуживание самолетов)

V30 AircraftMaintenance

31

Веломеханик

(Сборка велосипеда)

V31 BicycleAssembly

32

Компьютерная инженерия, чертежное дело (работа с программой AutoCAD, 2D моделирование)

V32 CAD Architecture

33

Промышленный лизайн (3D моделирование)

V33 CAD IndustrialDesign

34

Электрик промышленный (соединение электрических цепей)

V34 ElectricalConnexion

35

Электрик промышленный (установка)

V35 ElectricalInstallation

36

Сборка электроники (продвинутый уровень)

V36 Electronic Assembly (Advanced Course)

37

Сборка электроники (базовый уровень)

V37 Electronic Assembly (Basic Course)

38

Мотомеханика

V38 MotorcycleMechanics

39

Сварщик

V39 Welding

40

Мехатроника

V40 Mechatronic (Groupof 2)

Сфера услуг / сервис

41

Протезист нижних конечностей

V41 Artificial Limb Socket Making

42

Зубной техник

V42 DentalTechnician

43

Закройщик

V43 Dress Making (Advanced Course) 

44

Закройщик (базовый уровень)

V44 Dress Making (Basic Course)

45

Парикмахерское дело

V45 Hairdressing

46

Ювелирное дело

V46 Jewelry

47

Мастер по изготовлению изделий из кожи

V47 LeatherGoodsMaking

48

Оптика

V48 Optician

49

Портной

V49 Tailoring

Итого соревнования проходили по 49 профессиональным компетенциям, разделенные на 5 групп профессий. В некоторых профессиональных компетенциях учитывается уровень подготовленности участников, в соответствие с этим соревнования по данным профессиональным компетенциям делятся на базовый и продвинутый уровень. Разделение на специализации практически нет, по сути соревнования по профессиональной компетенции – это способ проявить свои универсальные умения и способности в профессии, во всей ее совокупности. В рамках соревнований по профессиональному мастерству в профессии «фотограф» имеется разделение на специализации: «фотграф-репортер» и «студийный фотограф».
В то же время образовательные организации среднего и высшего профессионального образования России на сегодняшний день обучают по ограниченному количеству профессий и специальностей лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Так, например, по рекомендации Минтруда России инвалиды по слуху могут работать по 333 профессиям. Фактически образовательные организации среднего и высшего профессионального образования обучают инвалидов по слуху значительно меньшему числу профессий. По данным Минобрнауки России на 2015 год в 68 образовательных организациях среднего профессионального образования обучается по 74 профессиям 1403 инвалида по слуху, в 112 образовательных организациях высшего профессионального образования обучается по 61 профессии 884 инвалида по слуху. Из выше представленного списка профессиональных компетенций российские образовательные организации среднего и высшего профессионального образования готовят обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по 27 профессиональным компетенциям.

Профессиональные компетенции и соответствующие им профессии и специальности чемпионатов «Абилимпикс» - конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые проводятся под эгидой Международной Федерацией Абилимпикс, по которым готовят в российских образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования.

Обозначение: ВО-высшее образование, ПО – профессиональное образование, СПО – среднее профессиональное образование

 (ВО, ПО, СПО)

Компетенция

Чемпионатов Абилимпикс под эгидой Международной Федерацией Абилимпикс

Тип программы

Код с названием профессий и специальностей

 

Сварщик (Сварочные технологии)

СПО

22.02.06 Сварочное производство

ПО

08.01.07 Мастер общестроительных работ

 

Сборка электроники (Мастер по ремонту бытовой электроники)

СПО

13.02.03 Электрические станции, сети и системы

 

Деревообработка (мебель), Мебельное мастерство

ПО

29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства

29.01.30 Обойщик мебели

 

Флористика

СПО

43.02.05 Флористика

ПО

35.01.09 Мастер растениеводства

 

Декаративное садоводство (Ландшафтный дизайн)

ПО

35.01.09 Мастер растениеводства

СПО

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

ВО

54.03.01 Дизайн (бакалавр)

 

Студийный фотограф,

ПО

54.01.03 Фотограф

СПО

54.02.08 Техника и искусство фотографии

7.       

Фотограф-репортер

ПО

54.01.03 Фотограф

СПО

54.02.08 Техника и искусство фотографии

8.       

Лозоплетение

СПО

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

ВО

54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

9.       

Гончарное дело

СПО

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

ВО

54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

10.   

Вязание крючком

СПО

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

ВО

54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

11.   

Художник по шелку

СПО

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

ВО

54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

Художник-дизайнер

СПО

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

ПО

54.01.14 Резчик

54.01.15 Инкрустатор

54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева

54.01.10 Художник росписи по дереву

54.01.09 Художник росписи по эмали

54.01.12 Художник миниатюрной живописи

ВО

54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

Ювелирное дело

ПО

54.01.02 Ювелир

 

Поварское дело

ПО

19.01.17 Повар, кондитер

43.01.04 Повар судовой

ВО

19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания

СПО

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

 

Пекарное дело

ПО

19.01.17 Повар, кондитер

43.01.04 Повар судовой

ВО

19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания

СПО

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

 

Парикмахерское искусство

СПО

43.02.02 Парикмахерское искусство

ПО

43.01.02 Парикмахер

ВО

43.03.01 Сервис

 

Официант

СПО

19.02.10 Технология продукции общественного питания

 

Системный администратор

ПО

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

09.01.02 Наладчик компьютерных сетей

СПО

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

01.03.02 Прикладная математика и информатика

10.03.01 Информационная безопасность

09.03.01Информатика и вычислительная техника

09.03.04 Программная инженерия

09.03. 02 Информационные системы и технологии

38.03.05 Бизнес-информатика

 

Программист

ПО

09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения

 

01.03.02Прикладная математика и информатика  (бакалавр)

10.03.01 Информационная безопасность (бакалавр)

09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавр)

09.03.04 Программная инженерия (бакалавр)

09.03.02Информационные системы и технологии (бакалавр)

38.03.05 Бизнес-информатика (бакалавр)

 

Веб-дизайнер

ВО

54.03.01 Дизайн (бакалавр)

09.03. 02 Информационные системы и технологии (бакалавр)

СПО

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Дизайн персонажей (для компьютерных игр)

ВО

54.03.01 Дизайн (бакалавр)

СПО

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

СПО

55.02.02 Анимация (по видам)

 

Компьютерная инженерия (CAD)

ВО

01.03.02 Прикладная математика и информатика

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

09.03.04 Программная инженерия

09.03.02 Информационные системы и технологии

СПО

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

ПО

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

 

Обработка баз данных

ПО

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

СПО

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

ВО

10.03.01 Информационная безопасность

09.03.01Информатика и вычислительная техника

09.03.04 Программная инженерия

09.03.02Информационные системы и технологии

38.03.05 Бизнес-информатика

 

Зубной техник

СПО

31.02.05 Стоматология ортопедическая

 

31.05.03Стоматология

 

Специалист по оперативной полиграфии (настольные издательские системы)

ПО

29.01.25 Переплетчик

29.01.27 Мастер печатного дела

СПО

29.02.06 Полиграфическое производство

ВО

29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства

Итого 25 профессиональных компетенций, по которым готовят в российских образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Как видно из вышеуказанной таблицы, подготовка обучающихся с ин6валидностью и обучающихся с ограниченными возможностями к ряду профессиональных компетенций соревновательной программы Международной Федерации Абилимпикс осуществляется в российских образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования по нескольким образовательным программам. Так одной профессиональной компетенции соревновательной программы Международной Федерации Абилимпикс могут соответствовать несколько профессии и специальностей, по которым ведется профессиональное образование в российских образовательных организациях. Ориентируясь на список профессиональных компетенций, по которым проводятся Международной Федерацией Абилимпикс конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно наметить пути развития профессионального образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Изучение конкурсных заданий конкурсов профессионального мастерства Международной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation)
Конкурсное задание являются составной частью конкурсов профессионального мастерства (чемпионатов Абилимпикс) Международной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation), на основе которых регламентируются правила проведения соревнований по определенному конкурсу профессионального мастерства (по определенной профессиональной компетенции), инструментарий и оборудование, которым может воспользоваться участник соревнования, время проведения соревнований, описание соревнования по профессиональной компетенции, описание инструментария, материалов и оборудования соревновательной площадки по профессиональной компетенции (при необходимости), задание, время, отведенное на выполнение задания соревнования, порядок оценки выполнения задания и полученного продукта. Официальный язык конкурсного задания - английский язык.
За месяц до соревнований по чемпионату Абилимпикс - конкурсов профессионального мастерства Международной Федерации Абилимпикс (InternationalAbilympicFederation) конкурсные задания вывешиваются в электронном виде на официальном сайте соревнований чемпионата Абилимпикс. Конкурсные задания могут быть вывешены и раньше этого срока.
На IX Международном чемпионате Абилимпикс во Франции 2016 года конкурсные задания были вывешены в формате PDF – portabledocumentforma, что удобно при распознавании этого документа и распечатывании.
Подготовка документа конкурсного задания в вышеуказанном формате имеет следующие преимущества:
Совместимость. На каждом новом компьютере, как правило, уже предустановленна программа для просмотра файлов pdf. Следует отметить, что любой просмотрщик отображает файл pdf именно с теми шрифтами, с которыми он был создан. Даже если данные шрифты не установлены на ПК. Таким образом, пользователь может просматривать и распечатывать документ pdf на любом ПК именно в том виде, в котором документ был создан.
Универсальность. Сегодня разработано большое количество бесплатных программ, позволяющих открывать документ pdf на ПК с операционной системой Windows, MacOS, Linux, а также на различных мобильных платформах.
Компактность. Как правило, файлы pdf имеют небольшой размер, и поэтому они очень удобны для отправки их по почте в качестве вложений или как вариант хранения документов на жестком диске.
Безопасность. Разработчики формата предусмотрели достаточно средств для защиты документа. Так, файл в формате pdf можно защитить паролем, и никто, кроме владельца пароля не сможет даже открыть документ. Можно, например, разрешить просмотр документа, но запретить его редактирование, копирование контента (содержимого) и даже распечатку.
Пример конкурсного задания по профессиональной компетенции «Сварка» («Сварочные технологии»):

 

Как видим, конкурсное задание к соревнованию по профессиональной компетенции состоит из нескольких страниц на официальном бланке чемпионата Абилимпикс. На первой странице указано название профессиональной компетенции.
Затем под пунктом 1 идет описание заданий. Который должен выполнить участник соревнования. В случае, если применяется профессиональная терминология и специальные обозначения, то по умолчанию применяются международные стандарты обозначений.
В пункте 2 конкурсного задания указывается время, которое дается участником на выполнение заданий.
В пункте 3 конкурсного задания определены требования к выполнению задания, какими инструментами, оборудованием и материалами пользоваться. В том числе определены и требования к технике безопасности.
В пункте 4 определена процедура выполнения заданий по дням соревнований. В случае, если участников соревнований по той или иной профессиональной компетенции значительное количество, то участников соревнований разбивают по группам и определяют время, когда они приступают к выполнению заданий соревнования.
В пунктах 5, 6, 7 определены оборудование, инструмент, по необходимости требования к рабочей одежде, материалы, рабочая мебель, рабочене пространство (в зависимости от требований той или иной профессиональной компетенции) .
В пункте 8 конкурсного задания описываются критерии оценки с критериями ранжирования выполнения заданий и оценки готового продукта.
Участник соревнования может заранее ознакомиться с конкурсными заданиями. Эксперты (судьи) перед началом соревнований по профессиональной компетенции раздают конкурсные задания и дают необходимые пояснения.
Конкурсное задание – основной организационный документ проведения соревнований чемпионата Абилимпикс. Сами конкурсные задания, которые использовались на IXМеждународном чемпионате Абилимпикс во Франции, проводимый под эгидой Международной Федерацией Абилимпикс, как показал опыт участия сборной команды Абилимпикс Российской Федерации, вполне доступны российским обучающимся с ограниченными возможностями и инвалидностью выпускных курсов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования. Основные проблемы, с которыми сталкивались участники российской команды при выполнении конкурсных заданий Международного чемпионата Абилимпикс, были связаны с нехваткой опыта участия в подобных соревнований. Тут можно выделить и эмоциональную составляющую: волнение участников, также неумение распределить силы и время на выполнение конкурсных заданий. Необходимо отметить, что на некоторых площадках соревнований чемпионата Абилимпикс, например, в ювелирном деле, зубопротезировании, фотографирование необходимо было пользлваться личным инструментом. Качество и количество инструмента у иностранных участников были значительно выше, чем у российских участников.

Анализ возможности использования технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства
Международное движение Абилимпикс, которым руководит и координируетМеждународная Федерация Абилимпикс – это олимпиады (соревнования, конкурсы) по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Соревнования Абилимпикс охватывают все категории инвалидов.
С 1981 года проводятся Международной Федерацией Абилимпикс Международные чемпионаты Абилимпикс. На сегодняшний день уже проведено 9 международных чемпионатов Абилимпикс.Чемпионаты Абилимпикс позиционируются как общественное событие для популяризации профессиональных качеств инвалидов, развития их профессиональных навыков во всем мире и повышения статуса и квалификации профессиональных компетенций инвалидов.При этом Абилимпикс решает такие задачи как привлечение крупных работодателей и демонстрация высокого мастерства участников конкурсов, привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов в сфере профессионального образования и трудоустройства на свободном рынке труда.
В стране-участнице Международной Федерации Абилимпикс существует, как правило, некоммерческая организация, которая отвечает за развитие движения Абилимпикс в своей стране. Практически во всех странах, в которых развивается Абилимпикс, поддержку этому движению оказывает государство. Правительства различных стран видит в Абилимпиксе эффективный инструмент в развитии профориентационной работе с инвалидами различных категория, привлечение к проблеме профессионального образования инвалидов и их дальнейшему трудоустройству общественности и потенциальных работодателей. По сути Абилимпикс помогает решать важную социально-экономическую проблему – привлечение инвалида к активному участию в жизни общества, перенос статуса инвалида в глазах общества с «иждивенца» в статус «полноправный член общества». Тем самым решается наиважнейшая задача гуманного общества – полноценная социализация инвалидов.
Чемпионаты Абилимпикс проводятся по олимпийской системе в три этапа: региональный, национальный, международный. В соревнованиях принимают участие участники из числа инвалидов и эксперты, которые оценивают работы участников. Минимальный возраст участников соревнований по профессиональным навыкам 18 лет на момент проведения соревнования Абилимпикс. Такое правило действует в большинстве стран-участниц Международной Федерации Абилимпикс. Но есть и исключения, так в Индии, минимальный возраст участников – 15 лет.
Основные технологии проведения чемпионатов Абилимпикс по стандартам Международной Федерации Абилимпикс могут быть использованы при проведении подобных профессиональных соревнований в Российской Федерации. При этом можно учесть уже имеющийся опыт проведения чемпионатов WorldSkills в России, а также проведения профессиональных конкурсов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. При этом можно и необходимо проводить соревнования в рамках чемпионатов Абилимпикс по тем профессиям, которые актуальны для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов в Российской Федерации.
Положительный эффект развития движенияАбилимпикс состоит:
- в ранней профориентации детей с инвалидностью;
- в повышении уровня профессиональных компетенций лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью;
- в популяризации широкого спектра возможностей в области профессионального развития людей с инвалидностью;
- в проведении чемпионатов Абилимпикс как инструмента создания новых оборудованных рабочих мест для инвалидов;
- в создании экспертного сообщества и новых коммуникационных линий в рамках развития профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью;
- в создании системы дистанционного обучения экспертного сообщества;
- в обмене инновационными практиками между странами-участниками международного движения Абилимпикс;
- в получении дополнительного профессионального образования для людей с инвалидностью;
- в привлечении внимания работодателей к возможностям трудоустройства инвалидов;
- в привлечении широкого внимания органов власти, общественности, представителей реального сектора экономике к проблеме профориентации инвалидов;
- в трудоустройстве людей с инвалидностью;
- в информировании общества о широких профессиональных возможностях людей с инвалидностью;
- в отсутствии верхней границы по возрасту участников чемпионатов Абилимпикс;
- в развитии стратегического партнерства с государственными и неправительственными организациями, предприятиями и образовательными организациями в рамках профориентации и трудоустройства инвалидов.
Отрицательный эффектразвития движения Абилимпикс состоит:
- в большом интервале между проведением Международных чемпионатов Абилимпикс (международные чемпионаты проходят раз в четыре года), что затрудняет контакты между национальными организациями стран-участников движения Абилимпикс, замедляет разработку и внедрение новых методик профессионального обучения людей с инвалидностью;
- в том, что Движение Абилимпикс охватывает около 25% стран мира (48 стран участников движения Абилимпикс из 193 стран мира – членов ООН)
- в ограниченности спектра профессий, по которым проходят соревнования. Практически нет профессий, связанных с медициной, образованием, металлообработкой, социальной сферой, логистикой.Возможности людей с инвалидностью гораздо шире представленных профессий в чемпионатах Абилимпикс, поэтому в соревновательную программу нужно вводить больше востребованных промышленных компетенций;
- в ограничении возраста конкурсантов (от 18 лет), в странах-участниках движения Абилимпикс можно привлекать к участию в чемпионатах в отдельном юниорском зачете детей от 12 до 18 лет с целью проведения более развернутой профориентационной работы;
- в том, что отдельные категории инвалидов практически не участвуют в соревнованиях чемпионатов Абилимпикс из-за нехватки информации (инвалиды по слуху мало участвуют в подобных соревнованиях, не более 7-10 процентов от общего количества конкурсантов).
Достигнутыми результатами взаимодействия стран-участников международного движения Абилимпикс являются:
• общение и контакты между организациями по всему миру, занимающимися профессиональным обучением и тренировкой лиц с инвалидностью;
• мотивирование людей с инвалидностью с самого раннего возраста, их учителей, экспертов и работодателей к достижению мировых стандартов квалификации в оказании услуг и промышленности
• профессиональное обучение и дополнительное образование людей с инвалидностью ;
• обмен новациями и опытом в профессиональном обучении и тренировке через семинары, и конкурсы профессионального мастерства;
• распространение информации о мировых стандартах квалификации;
• обмен молодыми специалистами между членами Абилимпикс.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 13 млн. инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 9,2%. По некоторым оценкам из 2,57 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,75 млн. человек или 68,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. По другим данным среди инвалидов не трудоустроено 80%. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 20% - 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста, в начале 1990-х годов в России работали более 55 % инвалидов. Последние цифры говорят о том, что потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как трудовой ресурс страны используется сейчас значительно ниже, чем это было лет 20-25 назад.
Перед государством стоит задача успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов. Успешная социализация такой категории граждан страны немыслима без их профессиональной реабилитации. Одной из главных, стержневых проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для выживания и дальнейшей достойной жизни молодого трудоспособного инвалида является обеспечение профессиональной деятельностью, адекватной его потребностям и возможностям, способствующей его социальной, физической и нравственной реабилитации, восстановлению его социальных связей, повышению качества жизни.
Применение технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства необходимо рассматривать как одно из направлений развития профессионального образования, профессиональной ориентации и трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной категории направлено на развитие профессиональных компетенций и обеспечение мотивации к их формированию в образовательных организациях общего и профессионального образования. Движение Абилимпикс является сочетанием процесса обучения с регулярными соревнованиями профессионального мастерства.
По сравнению с существующими в Российской Федерации моделями данная модель применения технологий Международной Федерации Абилимпикс в системе образования Российской Федерации близка к модели WorldSkills (организация конкурсов профессионального мастерства) обладает рядом преимуществ, главными из которых являются следующие.
1. «Состязательность». Реализация модели позволит Российской Федерации принимать участие в международных соревнованиях, организуемых ведущим мировым движением по профессиональным соревнованиям среди инвалидов. Это своего рода «Олимпийские игры» в сфере профессионального мастерства инвалидов.
Соревнования имеют единую трехуровневую иерархическую систему организации (региональный, федеральный и международный уровень). Таким образом, состязательность (особенно международный уровень) вносит дополнительные мотивационные стимулы для повышения качества подготовки обучающихся сограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в целях обеспечения личностного и профессионального успеха как для самих участников соревнований, так и для учреждений профессионального образования (в т.ч. возможность получения дополнительного финансирования на развитие тех или иных компетенций).
2. Практикоориентированность. Обучение и соревнования по профессиональному мастерству будут проводиться в тесном контакте с российскими и зарубежными работодателями (индустриальными партнерами) с использованием современного оборудования и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.
Кроме того, все образовательные и тренировочные процессы в рамках применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации будут проводиться не на типовых вымышленных задачах, а на реальных ситуациях, возникающих на производстве, в быту и т.п. Обучающиеся ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью смогут увидеть и поработать на реальном современном профессиональном оборудовании и программном обеспечении, пообщаться с высококвалифицированными специалистами, совершить и проанализировать различные ошибки, выработать определенные профессиональные навыки и многое другое.
Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов и приемов обучения позволит сформировать ключевые компетенции, востребованные сегодняшним днем.
3. Международный уровень. Применение технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации синхронизирована по стандартам, регламентам и методикам мирового движения по профессиональным соревнованиям среди инвалидов Абилимпикс.
Реализации технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации будет способствовать общению и контактам между организациями по всему миру, занимающимися профессиональным обучением и тренировкой инвалидов; обмену специалистами из числа инвалидов в рамках Движения Абилимпикс.
Миссия применения технологий Международной Федерации Абилимпикс Абилимпикспри проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации – профессиональное развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разной категории, развитие профессиональных компетенций и обеспечения мотивации к их формированию в учреждениях общего и профессионального образования, а также создание инновационных практикоориентированных условий развития начального и среднего профессионального образования для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными профессиональными кадрами из числа инвалидов, мотивированными на достижение экономического успеха страны, личностный и профессиональный успех.
Цель применения технологий Международной Федерации Абилимпикспри проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации - повышение качества профессиональной ориентации и подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов как необходимый элемент их успешной социализации.
Задачи реализации применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации:
• обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту с учетом своих возможностей;
• расширение спектра, повышение качества и востребованности программ обучения (подготовки) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов, реализуемых в учреждениях профессионального образования;
• привлечение внимания общественности и потенциальных работодателей к проблеме трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов.
• обеспечение практикоориентированности обучения и тесного взаимодействия с работодателями;
• повышение эффективности профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов и повышение мотивации на дальнейшее продолжение образования по востребованным экономикой Российской Федерацией специальностям;
• создание условий дляреализации федеральной программы «Доступная среда» в рамках профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов;
• формирование единого информационного пространства в среде взаимодействия учреждений профессионального образования, школьников и студентов, работодателей;
• содействие трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов.
Характерной особенностью применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации является комплексный охват ключевых направлений для решения поставленных задач:
• создание распределенной по субъектам Российской Федерации регионального Движения Абилимпикс по развитию различных профессиональных компетенций лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов,
• разработка всех видов обеспечения профориентационной работы (организационное, методическое, дидактическое),
• экспертно-методическое и техническое обеспечение Движения Абилимпикс в Российской Федерации,
• организация на регулярной основе региональных и общероссийских соревнований по профессиональным компетенциям инвалидов с возможностью формирования сборных команд Российской Федерации для представления страны на аналогичных международных мероприятиях,
• постоянное совершенствование методического и организационного обеспечения по результатам проведения мероприятий Абилимпикс.
Ожидаемые результаты от внедрения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в систему образования Российской Федерации:
1. Улучшение профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и лицами-инвалидами в системе образования Российской Федерации;
2. Повышение качества профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов в системе профессионального образования с учетом потребности экономики России;
3. Повышения мотивации у лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов к профессиональному обучению и самоопределению;
4. Профессиональная самореализация лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов;
5. Привлечение работодателей к проблеме трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов;
6. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов.
В соответствии со сформулированными целями и задачами реализации применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации можно выделить следующие группы участников:
1) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной категории (участники мероприятий различного уровня);
2) организаторы (члены экспертно-методического совета, независимые эксперты, специалисты по различным профессиональным компетенциям компетенций);
3) образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования;
4) органы управления образованием;
5) работодатели (представители коммерческих организаций);
6) общественные организации инвалидов.
Основными принципами распределения функций между основными участниками процесса реализации применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации профессиональной ориентации являются следующие принципы:
1. Оптимальность (минимум числа ступеней);
2. Оперативность (быстрое принятие управленческих решений; распределение прав и ответственности);
3. Экономичность (рациональное разделение управленческого труда; минимум уровней управления);
4. Надежность (бесперебойность и достоверность информации);
5 Гибкость (способность изменяться в соответствии с изменениями во внешней среде);
6. Устойчивость (сохранение основных свойств и целостности при внешних воздействиях).
Основные ограничения при реализации применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации:
1. Участие Российской Федерации в деятельности Международной Федерации Абилимпикс;
2. Финансовые ограничения – наличие необходимого объема финансирования для проведения региональных, национальных и международных мероприятий Абилимпикс.
3. Временные ограничения – обеспечение проведения региональных, национальных и международных мероприятий Абилимпикс в установленные сроки.
4. Ограничения по структуре и кадрам - наличие необходимого количества специализированных площадок (с необходимой инфраструктурой и оборудованием) и специалистов необходимой квалификации для подготовки национальной сборной для участия в международных соревнованиях Абилимпикс.
Основные допущения при реализациитехнологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства:
1. Обеспечено функционирование элементов существующих моделей профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и развития профессиональных компетенций в образовательных организациях профессионального образования.
2. Включение в процесс реализации применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с и инвалидностью, руководства учреждений образовательных организаций, органов управления образованием и поддержка со стороны представителей бизнес-структур в объеме, достаточном для проведения запланированных мероприятий по реализации мероприятий Абилимпикс.
К основным рискам реализации применения технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в системе образования Российской Федерации следует относить:
• финансово-экономические риски – недофинансирование мероприятий Абилимпикс (может быть как со стороны субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, образовательных организаций);
• нормативные правовые риски – непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных и правовых актов как на федеральном, так и на уровне субъекта Российской Федерации, влияющих на реализацию мероприятий Абилимпикс;
• организационные и управленческие риски – недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках применениятехнологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства, слабость управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга, отставание от сроков реализации мероприятий;
• социальные риски, связанные с изменением приоритетов развития экономики Российской Федерации, сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и задачам реализации мероприятий Абилимпикс.
Внедрение технологий Международной Федерации Абилимпикс при проведении в Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства в систему образования Российской Федерации является стратегически важным и актуальным для системы образования России, учитывая его направленность на социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов.
В то же время, следует отметить, что проведение мероприятий Абилимпикс требует как финансовой, так и организационной поддержки со стороны государства. Во всех странах, где развито Движение Абилимпикс, такая поддержка со стороны государства существует. Так как мероприятия Абилимпикс предполагают определенную периодичность проведения соревнований на региональном, федеральном и международном уровне. В противном случае, профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц-инвалидов в рамках Движения Абилимпикс будет иметь только краткосрочный успех.
Как положительный пример подобной государственной поддержки в Российской Федерации можно привести развитие паралимпийского и сурдлимпийского спорта (спорт глухих) в нашей стране. Благодаря государственной поддержке ежегодно увеличивается количество инвалидов, которые занимаются физической культурой и массовым спортом, а в спорте высших достижений наша страна в паралимпийском и сурдлимпийском спорте является бесспорным лидером, что показали последние как зимние, так и летние Паралимпиады и Сурдлимпиады, где наши спортсмены с инвалидностью завоевали наибольшее количество наград.



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей